Шлем виртуальной реальности — внешнее устройство компьютера, которое позволяет не только соприкоснуться с виртуальным миром, но и управлять объектами в нём, при помощи специальных манипуляторов.
Шлем виртуальной реальности, как и любое устройство для компьютера, обладает рядом характеристик, которые стоит учитывать при выборе данного гаджета. Но, прежде чем приступить к изучению характеристик, необходимо ознакомиться с технологиями виртуальной реальности, так как от этого зависит диапазон применения устройства — просмотр видео, работа со специальными программами, компьютерные игры.
Технологии виртуальной реальности: AR, VR и MR
Существует две основные технологии виртуализации пространства — дополненная и виртуальная реальность. Но, есть и третья, которая представляет собой микс предыдущих двух — смешанная реальность.
Дополненная реальность, AR (Augmented Reality) — реальное окружение частично заменяется виртуальными объектами, которые наслаиваются поверх реальных предметов в виде голограммы. Отсутствует ощущение погружения в 3D-пространство.
Виртуальная реальность, VR (Virtual Reality) — реальный мир полностью отсекается, оператор видит 3D-объекты виртуального окружения.
Смешанная реальность, MR (Mixed reality) — оператор видит более гармоничное совмещение реальных и виртуальных объектов, появляются точки соприкосновения предметов. Объёмная геометрия позволяет оценивать размеры и расположения объектов.
Характеристики шлема виртуальной реальности
Основными характеристиками VR-шлема являются: технология экрана, разрешение, угол обзора, частота обновления кадров, наличие и тип датчиков, облегчающих взаимодействие с 3D-пространством — акселерометр, гироскоп, датчик приближения, магнитометр.
К дополнительным техническим характеристикам, но не менее важным, относятся: диаметр линз, регулировка межзрачкового расстояния, регулировка фокуса, сенсорная панель управления.
Не стоит забывать о способах подключения VR-шлема к ПК и о минимальных системных требованиях. Шлем виртуальной реальности может иметь, как проводной, так и беспроводной интерфейс. Минимальные системные требования должны соответствовать заявленным, иначе вы не сможете задействовать весь потенциал устройства.
Технология экрана
От технологии экрана зависит качество восприятия виртуального пространства. На данный момент, при производстве шлемов виртуальной реальности, компании используют такие технологии, как AMOLED и OLED. Главное отличие AMOLED от OLED — более низкое энергопотребление и возможность оснащать VR-шлемы экранами с большим разрешением.
Разрешение экрана
Чем выше разрешение экрана шлема виртуальной реальности, тем меньше зернистость изображения, что способствует более полному погружению в виртуальное пространство. Производители, в характеристиках своих продуктов, обычно указывают два вида разрешений — общее и для каждого глаза (к примеру, 2880×1700 и 1440×1700). Из указанного примера видно, что разрешение для каждого глаза по горизонтали равно половине общего разрешения соответственно (2880/2 = 1440).
Разрешение для каждого глаза — не более, чем маркетинговый ход, но он позволяет понять простую истину — чем выше разрешение для одного глаза, тем лучше картинка — следовательно, нужно выбирать шлем виртуальной реальности с более высоким общим разрешением экрана.
Угол обзора
Более высокий угол обзора облегчает восприятие виртуального пространства. Чем ближе угол обзора к естественному для человеческих глаз, тем лучше. В продаже представлен широкий выбор шлемов виртуальной реальности с углом обзора от 90 до 110 градусов, некоторые из них имеют угол обзора 200 градусов.
Полезный угол обзора человеческих глаз по горизонтали и вертикали составляет 100-120 градусов.
Частота обновления кадров
Чем выше частота обновления кадров, тем выше плавность движений и взаимодействий с объектами в виртуальном пространстве. На данный момент, существует широкий выбор шлемов виртуальной реальности с частотой обновления кадров от 60 до 144 Гц.
Датчики VR-шлема
Чем большим числом датчиков оснащён шлем виртуальной реальности, тем выше качество, комфорт и безопасность взаимодействия с виртуальной реальностью.
Акселерометр — датчик измерения ускорения и положения шлема в пространстве — отслеживается сразу несколько плоскостей.
Гироскоп — измеряет углы поворота устройства в нескольких плоскостях относительно неподвижной системы координат — в связке с акселерометром повышается точность позиционирования шлема, особенно при быстрых перемещениях в виртуальном пространстве.
Датчик приближения — включает шлем и запускает необходимые программы, при его непосредственном использовании.
Магнитометр — специальное устройство для выполнения определённых команд на основе изменения магнитного поля.
Диаметр линз
Чем больше диаметр линз, тем меньше искажения изображения при несовпадении центра линз с центром глаза.
Регулировка межзрачкового расстояния
Данная опция позволяет настроить линзы шлема виртуальной реальности под свои анатомические особенности лица.
Регулировка фокуса
Функция полезна для фокусировки изображения за счёт изменения положения линзы устройства.
Сенсорная панель управления
Наличие на VR-шлеме сенсорной панели управления, позволяет оператору совершать простые действия с помощью жестов по сенсорной поверхности, не отвлекаясь от пребывания в виртуальной реальности.
Комплектация шлема виртуальной реальности
В комплект поставки VR-шлема могут входить:
- специальные манипуляторы, для взаимодействия с объектами виртуальной реальности;
- наушник (могут быть встроены в VR-шлем);
- геймпад для видеоигр;
- пульт управления для взаимодействия с меню;
- внешний датчик положения в пространстве;
- соединительные кабели;
- зарядное устройство.